Стратегические цели

34 373
Оглавление

Правильная постановка цели — первый шаг к тому, чтобы достичь желаемого результата. Однако многие компании забывают о долгосрочном планировании и сосредотачивают все внимание на решении текущих задач. 

Если вы хотите контролировать развитие бизнеса, не совершайте ту же ошибку — уделите время постановке стратегических целей. Рассказываем, что это за цели и какими они могут быть.

Что такое стратегические цели компании

Стратегические цели — это ориентиры, которые позволяют определять приоритетные направления развития компании и строить долгосрочные планы.

Они могут затрагивать разные направления и аспекты бизнеса — ассортимент, качество клиентского сервиса, особенности и проблемы производства, величину прибыли и прочее. Главное, чтобы стратегические цели соответствовали миссии компании и служили ориентиром при постановке текущих задач.

Чем отличаются от оперативных

Стратегические цели компании направлены на длительную перспективу. Они соответствуют следующим принципам:

  • имеют горизонт планирования в 2–4 года;

  • определяют, каким должно быть качество товаров и услуг;

  • дают устойчивые преимущества на рынке;

  • находятся в зоне ответственности высшего руководства.


Оперативные цели имеют более короткий горизонт планирования — 2–4 недели. Это план действий, который работает на реализацию стратегии. При этом за результат отвечает не высшее, а линейное руководство.

Основные виды

Стратегические цели бывают трех видов:

  • внешние — ориентированы на положение компании на рынке;

  • внутренние — касаются бизнес-процессов;

  • системные — направлены на согласование внешних и внутренних целей.


Любому бизнесу необходимо реализовывать все виды целей, независимо от его размеров и сферы деятельности. Например, неправильно думать только о внешних результатах — важно непрерывно улучшать и положение дел внутри компании.

Требования

Стратегические цели должны обладать следующими свойствами:

  • Актуальность. При постановке целей важно объективно оценивать текущую ситуацию и состояние рынка.

  • Достижимость. Нет смысла строить фантастические планы, которые вы никогда не реализуете — это демотивирует сотрудников.

  • Согласованность. Стратегические цели не должны противоречить друг другу.


Кроме того, необходимо четко определить сроки достижения: это позволит поддерживать эффективный темп и своевременно устранять недоработки.

Направления развития компании

Стратегические цели организации описывают ее уникальную траекторию развития. Однако можно выделить общие направления, характерные для большинства видов бизнеса:

  1. Положение на рынке. Стратегические цели могут быть направлены на завоевание лидерских позиций в определенном регионе или сегменте. Разработайте план, который поможет увеличить рыночную долю и обойти конкурентов.

  2. Инновации. Внедрение современных методов развития, изменение принципов управления компанией, освоение новой доли рынка — все это обеспечивает развитие и рост доходности бизнеса.

  3. Маркетинг. Сюда относят повышение узнаваемости бренда, улучшение репутации, совершенствование клиентского сервиса и, как следствие, — увеличение продаж и рост прибыли.

  4. Производство. Стремление к увеличению изготавливаемого объема и качества продукции, которые достигаются через снижение издержек и улучшение производительности.

  5. Финансы. В эту категорию попадают цели, которые способствуют более рациональному распределению ресурсов, поддержанию и приумножению активов компании.

  6. Управление персоналом. Внедрение принципов, направленных на улучшение взаимоотношений с сотрудниками. В этом помогают достойная оплата труда, разработка материальной и нематериальной мотивации персонала на всех уровнях, повышение квалификации работников.

  7. Менеджмент. Задачи, касающиеся организационных вопросов. Грамотное управление бизнес-процессами — непременное условие успешного развития любой компании.


Как поставить цель

Стратегию разрабатывают руководители подразделений совместно. Линейный менеджмент поможет разобраться со следующими вопросами:

  1. Сроки планирования.

  2. Отбор критически важных задач для заданного отчетного периода. Как правило, достаточно 1–3 направлений.

  3. Определение ключевых результатов. Они должны быть конкретизированы, оформлены в количественном виде. Это важно, чтобы в конце отчетного периода можно было оценить, насколько вы приблизились к достижению целей.


После собрания зафиксируйте цели для каждого подразделения. Руководители должны понимать, какой вклад вносит каждый из отделов в реализацию общей стратегии, и правильно ставить задачи персоналу.

Важно, чтобы стратегические цели были известны и понятны всем сотрудникам компании — это поможет избежать недоразумений и конфликтов. Можно использовать для этого стенд в холле, а если значительная часть персонала работает удаленно, — виртуальное пространство. Подойдут Google-документы, Trello и другие таск-менеджеры.

Не забывайте регулярно напоминать сотрудникам о поставленных стратегических целях. Для этого можно проводить собрания двух типов:

  • Собрание-прогресс. Рассчитано на небольшие группы по 10–12 человек. Участники фокусируются на обсуждении уже достигнутых результатов, фиксируют их в информационной системе. По завершении встречи проводят собрание руководителей подразделений, где они обсуждают соответствие результатов плановым показателям.

  • Собрание-мотивация. Размер групп может быть любым — от нескольких сотрудников до целого подразделения. Собрание необходимо, чтобы отпраздновать большие и маленькие победы, поделиться опытом и советами.


Встречи нужно проводить регулярно и часто — например раз в неделю. Это поможет не забывать о стратегии в потоке рабочей рутины.

Как построить карту

При построении стратегической карты используйте алгоритм, предложенный американскими учеными и специалистами в области менеджмента Н. Нортоном и Р. Капланом. Он называется сбалансированной системой показателей (ССП) и включает следующие действия:

  • формулировку стратегических целей и мобилизацию топ-менеджеров организации;

  • перевод стратегии на операционный язык, распределение ответственности.

  • развертывание стратегии на уровне функциональных подразделений;

  • внедрение стратегии в компанию, привязку персональных целей к общей;

  • приведение всех ресурсов и процессов в соответствие со стратегией, отслеживание непрерывности работы над ее реализацией.


План фиксируют на бумаге или в электронном виде. Цели выстраивают с учетом их последовательности и воздействия друг на друга, а под каждой установкой прописывают конкретные шаги для ее достижения.

Примеры стратегических целей

Разберем несколько конкретных примеров стратегических целей предприятия.

Для финансов

Чтобы улучшить финансовое положение компании, определите свои приоритеты. Ими могут быть:

  • организация запуска нового продукта;

  • увеличение конверсии с одного или нескольких источников трафика;

  • увеличение продаж;

  • повышение уровня удовлетворенности клиентов;

  • привлечение дополнительных инвестиций;

  • повышение рентабельности активов;

  • диверсификация источников дохода.


Каждая из этих установок помогает выбрать направление деятельности, на котором необходимо сосредоточить усилия.

Для обучения и роста

Поставьте следующие цели:

  • обновить команду;

  • создать и развить корпоративную культуру;

  • оптимизировать инструменты отчетности и внутренние информационные материалы;

  • открыть новые локации и выйти на международный уровень;

  • увеличить количество экспортируемой продукции.


Обязательно уделяйте внимание программам повышения квалификации персонала: рост может быть не только вертикальным, но и горизонтальным.

Для бизнес-процессов

Усовершенствовать бизнес-процессы помогут следующие цели:

  • снижение производственных затрат;

  • внедрение элементов автоматизации;

  • увеличение трафика из разных источников;

  • оптимизация структуры компании;

  • повышение эффективность управления проектами.


Цели могут касаться не только внутренних, но и внешних бизнес-процессов — например улучшения отношений с поставщиками и подрядчиками.

Для клиентов

Позаботьтесь об улучшении клиентского сервиса:

  • увеличьте скорость доставки товаров;

  • повысьте качество работы техподдержки;

  • внедрите или модернизируйте систему лояльности для постоянных клиентов;

  • организуйте круглосуточную горячую линию;

  • уменьшите количество возвратов и обменов товара;

  • сократите время реагирования на жалобы и негативные отзывы в публичном пространстве;

  • увеличьте количество подписчиков в социальных сетях;

  • снизьте процент неплатежей процентов по банковским продуктам.


Стратегические планы этой категории могут быть также направлены на удержание и возврат клиентов.

Главное в статье

  • Для постановки стратегических целей оцените текущее состояние дел по каждому из направлений, отметьте слабые и сильные места. Соберите сведения по структурным подразделениям компании, опросите руководителей.

  • Выберите приоритетные направления и сформулируйте не более 1–3 целей по каждому из них. Составьте пошаговые планы.

  • Обязательно установите желаемые показатели и сроки: так будет проще контролировать результаты.

  • Донесите стратегию до линейного менеджмента и персонала компании в понятной форме. Регулярно проводите отчетные и мотивационные встречи.

Актуальное

2
CSAT (Customer Satisfaction Score)
CSAT (Customer Satisfaction Score) широко используется командами колл центров и контакт центров для оценки удовлетворенности клиентов обслуживанием.
453
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки
751
Конверсионный маркетинг
Конверсионный маркетинг ― это стратегия, которую применяют в условиях отрицательного спроса. С помощью конверсионного маркетинга выявляют причины негативных мнений.
10 277
PESO
Что такое PESO в маркетинге и почему это важно для бизнеса. Как использовать PR-модель. Как оценить эффективность Paid-, Earned-, Shared- и Owned-каналов.
8 614
Inbound-маркетинг
Что такое инбаунд-маркетинг и зачем он нужен бизнесу. Плюсы и минусы, инструменты, примеры. Чем отличается от контент-маркетинга. Как внедрить inbound-маркетинг: пошаговая инструкция и советы по запуску
10 547
Кейс в маркетинге
Что такое кейсы в маркетинге простыми словами. Зачем и когда они нужны маркетологу. Как составить маркетинговый кейс: пошаговая инструкция и примеры