Рынок

46 147
Оглавление

Рынок — это физическая или виртуальная площадка, объединяющая продавцов и покупателей товаров и услуг. Он позволяет сторонам сделки работать в правовом поле, безопасно проводить транзакции и получать вознаграждение. Рассказываем подробнее, что такое рынок, каковы его признаки, функции и законы. 

Что такое рынок и зачем он нужен

Рынок — это система экономических отношений между участниками сделки. Люди обмениваются продукцией между собой, чтобы получить недостающие ресурсы. Например, пекарь изготавливает и продает хлеб, а на вырученные деньги покупает одежду у таких же продавцов, как и он.

На рынке действуют товарно-денежный оборот, спрос и предложение, четкое разделение труда. Один производитель не может полностью обеспечить себя необходимыми ресурсами, а рыночные отношения в экономике дают всем участникам такую возможность.

Основные виды

Есть несколько классификаций рынка по разным признакам. Рассмотрим два вида — по участвующим сторонам и объекту оборота.

По категории участников рынки делят на три вида:

  • Рынок продавца. Образуется там, где спрос превышает предложение. Предприниматели формируют ассортимент товаров и услуг, мотивируют покупателей к активным действиям. При этом типе рынка возможен дефицит продукции.

  • Рынок покупателя. В этом случае предложение превышает спрос, наблюдается избыток товаров и услуг. Покупатели формируют рынок, а продавцы предпринимают различные действия для сбыта продукции. 

  • Рынок посредника. Главные участники отношений — дистрибьюторы и поставщики. Экономическая ситуация зависит от логистических возможностей и опыта посредников, их способности устанавливать деловые связи.


Классификация по объекту оборота:

  • Товарный рынок. Продавец реализует материальные объекты, посредник осуществляет доставку, розничные сети распространяют товары среди покупателей. К таким объектам оборота относят магазины, ярмарки, биржи, аукционы.

  • Финансовый рынок. Происходит перераспределение ресурсов между участниками. Объекты сделки — не только деньги, но и драгоценные металлы, контракты, договоры страхования и прочее.

  • Рынок труда. Обмен рабочей силы на заработную плату от работодателей. В схеме взаимоотношений присутствуют и посредники, которые помогают в трудоустройстве и поиске сотрудников — HR, рекрутеры, кадровики.

  • Рынок услуг. Объект товарно-денежных отношений — какая-либо деятельность, например, химчистка одежды, укладка волос, оформление ОСАГО, прием врача. Продавец выполняет договоренности, а покупатель их оплачивает.

Признаки и функции

Все рыночные системы имеют одинаковые признаки: нерегулируемый спрос и предложение, а также цену, которая зависит от соотношения этих двух величин. Производители должны сами решать, какой объем товаров они могут выпустить, а покупатели выбирают, в каком количестве их закупать.

Основные функции рынка в экономике:

Ценообразование. Баланс между спросом и предложением, наличие конкуренции влияют на стоимость. Цена указывает на пользу и востребованность продукта.

Регулирование. Товарно-денежные отношения способствуют уравновешенности спроса и предложения. Перекос в какую-либо сторону существенно влияет на экономику.

Посредничество. Рыночные отношения помогают участникам взаимодействовать друг с другом и дают свободу выбора.

Мотивация. Спрос рождает предложение. Продавцы стремятся удовлетворить растущие потребности покупателей, повышают качество продукции.

Информирование. Участники товарно-денежных отношений получают сведения о новых продуктах, спросе, ценах, текущей экономической ситуации.

Фильтрация. Происходит естественный отсев слабых единиц рынка и развитие наиболее перспективных направлений. Остаются те виды деятельности, которые востребованы у потребителей.

Формы организации рынка в экономике

Форма организации определяет место и механизм работы рынка, а также принцип обмена продукцией. Выделяют несколько самостоятельных образований с собственными связями и внутренней структурой:

  • Биржа. В сделках участвуют и частные лица, и компании. Преобладают оптовые обмены. Ценообразование зависит от уровня конкуренции.

  • Выставка. Демонстрация новых товаров, технологий, интеллектуальных достижений, проведение консультаций и обучающих семинаров.

  • Аукцион. Продавец предлагает продукт без фиксированной цены. Итоговая стоимость зависит от активности покупателей.

  • Ярмарка. На площадке представлены тематические товары и услуги, продукция разных отраслей производства.


Законы рынка

Рыночные взаимоотношения — не хаотичная система. В экономике есть три основных закона, которым подчиняются все участники рынка: о стоимости, конкуренции, спросе и предложении.

Закон стоимости

Обмен и производство товаров происходит на основании их рыночной стоимости — общественно необходимых трудозатрат. То есть цена должна соответствовать стоимости товара. Это важно для эффективного распределения ресурсов, получения выгоды от производства, разделения труда.

Закон конкуренции

Здоровая конкуренция присутствует во всех сферах. Разные производители предлагают товары одной категории и борются за покупателей. Каждый продавец стремится получить больше прибыли.

Конкуренция мотивирует продавцов регулировать цены, повышать качество продукции, делать выгодные предложения. Также есть разделение поставщиков по отраслям: каждый работает в той области, в которой он лучше разбирается.

Закон спроса и предложения

Спрос, предложение и цена — взаимозависимые величины. Чем выше стоимость товаров и услуг, тем больше продавцов стремится выйти в нишу. Соответственно, растет предложение. Однако если оно начинает превышать спрос, цена падает. Этот механизм позволяет поддерживать баланс в экономической системе.

Что важно запомнить

  • Рыночная экономика — система отношений между продавцом и покупателем. Иногда в отношениях участвует посредник. Особенности рынка — свобода предпринимательства, конкурентное ценообразование, множество форм собственности. 

  • Основные функции рынка — формирование цен на продукты, регулирование предложения, посредничество, удовлетворение потребностей покупателей, информирование участников системы, фильтрация рыночных единиц.

  • Есть три главных закона рынка. Закон о стоимости позволяет обеспечивать равный по цене обмен товаров, о конкуренции — регулировать стоимость продукции и совершенствовать ее, о спросе и предложении — поддерживать баланс в экономике.

Актуальное

1
CSAT (Customer Satisfaction Score)
CSAT (Customer Satisfaction Score) широко используется командами колл центров и контакт центров для оценки удовлетворенности клиентов обслуживанием.
453
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки
751
Конверсионный маркетинг
Конверсионный маркетинг ― это стратегия, которую применяют в условиях отрицательного спроса. С помощью конверсионного маркетинга выявляют причины негативных мнений.
10 277
PESO
Что такое PESO в маркетинге и почему это важно для бизнеса. Как использовать PR-модель. Как оценить эффективность Paid-, Earned-, Shared- и Owned-каналов.
8 614
Inbound-маркетинг
Что такое инбаунд-маркетинг и зачем он нужен бизнесу. Плюсы и минусы, инструменты, примеры. Чем отличается от контент-маркетинга. Как внедрить inbound-маркетинг: пошаговая инструкция и советы по запуску
10 547
Кейс в маркетинге
Что такое кейсы в маркетинге простыми словами. Зачем и когда они нужны маркетологу. Как составить маркетинговый кейс: пошаговая инструкция и примеры